|
||||
На главную Экскурсии в Выборг |
||||
Генеральный план города 19 века Генеральный план города 19 века
История Выборга второй половины XIX века отмечена и важнейшим событием в его архитектурной биографии. Вышел правительственный указ о снесении средневековых шведских военных укреплений и осуществлении в связи с этим нового проекта реконструкции и застройки города. Выполненный землемером Б. О. Нумальмом новый генеральный план утвердили 9(21) февраля 1861 года. Он отражал многие архитектурные приемы, ставшие типичными для периода бурного роста городов. Значение указа о разборке старых крепостных сооружений трудно переоценить. В годовом отчете выборгский губернатор писал, что «этим всемилостивейшим разрешением городу Выборгу дарована возможность удовлетворить давно ощущенную потребность выйти из тесных пределов крепостных стен, дабы приобрести более простора для постепенного раз-вития города, на которое указывают как самое положение его, так и проистекающие от этого выгодные торговые условия». Новый генеральный план впервые предусматривал одновременно с возведением жилой застройки разбивку парков и скверов, озеленение бульваров. Уже в 1861 году в Выборге построили 7 каменных и 12 деревянных домов. Завершилось устройство газового освещения улиц не только в центральных районах города, но и в пригородах — форштадтах. В 1871 году Выборг получил строительный устав. Пять его «статей» обязывали всех застройщиков не нарушать положений устава и соблюдать требования проекта, утвержденного десять лет назад. Разборка средневековых куртин и бастионов способствовала естественному развитию города в юго-восточном направлении, выходу его застройки с полуострова на материк. Работы по срытию верков продолжались напряженно и безостановочно. По гласису снесенной крепости проложили новую главную улицу города — Торкельскую (ныне проспект Ленина), ров засыпали землей с внесенными удобрениями и разбили на его месте паркэкспланаду (парк Ленина). В связи с развивающимися капиталистическими отношениями Выборг утрачивал суровый облик военной крепости и превращался в красивый, современный европейский город. На его улицах и площадях появились большие каменные здания банков, акционерных обществ, гостиниц, консульских представительств, учебных заведений, магазинов, доходных домов... В начале XX века в Выборге возводили дома в стиле модерн, со свойственной для его финской разновидности живописно-декоративной трактовкой форм и применением в декоре образов животного и растительного мира севера. В этих постройках ощущается стремление зодчих приблизить архитектуру к природе края, его лесам и скалам, климату и обычаям народа... Сохранившиеся в Выборге здания в стиле модерн являются колоритными акцентами в его городских пейзажах и панорамах. Своими памятниками и архитектурными контрастами, средневековой экзотикой и природными условиями редкой красоты Выборг издавна служил источником вдохновения многим известным художникам: А. Н. Бенуа, А. П. Боголюбову, П. П. Верещагину, Л. Ф. Лагорио, А. П. Остроумовой-Лебедевой, Н. К. Рериху, Ф. П. Толстому, Г. Г. Чернецову и ряду других. Красочную картину городской среды воспроизвел в своих воспоминаниях наш современник адмирал Ю. А. Пантелеев, побывавший в Выборге в 1910 году: «Мы пошли знакомиться с Выборгом. После шумного и пыльного Петербурга поражала тишина и чистота улиц. Большинство домов деревянные, в один или два этажа, на солидных гранитных фундаментах. Ни трамваев, ни даже конки в городе не было. Не повстречали и автомобиля. Зато поражало множество велосипедистов: солидных мужчин и женщин, молодежи. На багажниках велосипедов везли корзины с покупками, бидоны с молоком. Картину дополняли извозчики в просторных непромокаемых пелеринах и шляпах, похожих на зюйдвестки. Их услугами больше пользовались приезжие люди и моряки стоящих в гавани судов. ...Настало время обедать. Мы вошли в небольшой деревянный домик со скромной вывеской «Домашние обеды». Нас приветливо пригласили проходить. В центре комнаты находился большой широкий стол, уставленный в определенном порядке всякой снедью: в торце разнообразные закуски, затем супницы, потом горячие вторые блюда — рыба, котлеты и каши и, наконец, компоты, кисели и пирожные. Тут же стояли кувшины с кефиром и молоком, яблочным и клюквенным морсом, квасом». |
|
|||
О проекте Почта |
||||