Выборг
 
    На главную
  Экскурсии в Выборг
     
 
 

Скульптура Выборга

   Искусство скульптуры в обобщенных пластических формах отражает действительность, прославляет красоту и силу человека. В скульптуре, насчитывающей тысячелетия своей истории, застывали воплощенные в мрамор, гранит и бронзу эстетические идеалы современников о гармонически развитой человеческой личности, о героических страницах истории. Скульптура в долговечных материалах ярко и наглядно осуществляла основное назначение изобразительного искусства: запечатлеть в художественных образах современную действительность для будущих поколений. Произведения монументальной и монументально-декоративной пластики нередко называют связующим звеном между человеком и архитектурой. Чтобы видеть эти памятники, не надо специально куда-то ходить. Они стоят на площадях и в парках городов всегда на виду у людей, гуляющих, идущих на работу, у гостей города, приехавших познакомиться с его достопримечательностями. Скульптурные памятники — активные участники организации пространства. Трудно переоценить их эстетическую, познавательную и воспитательную роль.
   На протяжении всей истории Выборг неоднократно оказывался на территории государств с различным общественно-экономическим строем. Это становилось основной причиной исчезновения памятников монументальной скульптуры. В изменившихся условиях они переставали отвечать соответствующей идеологии, и, невзирая на художественные достоинства, их уничтожали, или снимали с постаментов и убирали с улиц и площадей.
   Появление памятников монументальной и монументально-декоративной скульптуры в Выборге в большинстве своем относится ко времени последней четверти XIX — началу XX веков, т. е. к периодам вхождения города в состав Великого Княжества Финляндской Российской империи и позднее — с 1918-го по 1940-й год, когда Выборг был в составе суверенного государства Финляндии.
   На развитие финской скульптуры значительное влияние оказала особенность исторической эпохи, отмеченной идеями самоутверждения нации. Известную роль сыграло и то обстоятельство, что ваятели старшего поколения заложили хорошие основы и традиции, их имена были хорошо известны по проводимым художественным выставкам и по их преподавательской деятельности.
   Популярности монументальной скульптуры в стране способствовали многочисленные конкурсы по созданию памятников. Они привлекали к участию в них старых мастеров и талантливую молодежь. В своих произведениях скульпторы Финляндии прославляли поэтов и писателей, деятелей науки и культуры, простой народ, красоту природы, флору и фауну родного Севера.
   Ценной отличительной чертой в творчестве финских мастеров пластики было стремление увлеченно работать в содружестве с архитекторами, выполнять скульптурные композиции для оформления фасадов строящихся зданий. Их работы самым благотворным образом сказались на индивидуальном облике Выборга, сделали его красивым и запоминающимся, В городе работали скульпторы и с европейским именем. К числу старшего поколения мастеров относятся жившие до начала 1940-х годов Вилли Вальгрен и Эмиль Викстрём. Их последователями были Микко Хови, Юрьи Лиипола, Гуннар Финне, Юсси Мянтюнен...
   Многие работы ваятелей появлялись на площадях, кладбищах и в парках Выборга в основном благодаря издавна сложившейся традиции выборжцев и городских властей украшать свой город, содержать его благоустроенным, нарядным и «уютным». Об этом свидетельствуют фасады старых домов, богато и разнообразно декорированные круглой скульптурой, барельефами, скульптурными орнаментальными фризами. Такому положению вещей главным образом способствовал давний обычай состоятельных горожан вносить пожертвования на украшения Выборга. Одним из многочисленных примеров тому служит поступок владельца аптеки К. Цвейгберга, который в 1896 году завещал городу 167 тысяч марок. Позже на эти деньги купили парковую скульптуру, частично сохранившуюся до наших дней.
   В печатных изданиях прошлого и почти полувекового развития советского Выборга скульптура города не являлась предметом исследования и публикаций. Эта глава представляет собой первую попытку собрать краткие сведения о монументальной и монументально-декоративной скульптуре Вы борга на основании доступных литературных источников, иллюстративного материала, частой переписки со старожилам) города и натуральных наблюдений.
   В начале Крепостной улицы близ замка установлены ста туи -— две женские фигуры в аллегорической форме отражающие значение Выборга как промышленного и торгового города-порта. Одна из них — «Промышленность» с шестерней и молотом в руках, другая — «Морская торговля» с атрибутами бога Меркурия... Автор скульптур и время их появления н( установлены. Предположительно их относят к последней чет верти XIX века.
   Памятник Торгильсу Кнутссону, стоявший на Крепостной площади, создал скульптор Вилле Вальгрен. Он родился в 1855 году в городе Порво (Финляндия), окончил политехнический институт. В конце 1870-х годов совершенствовал образование за границей, работал в Париже. Позже — профессор, автор многих работ монументальной и станковой скульптуры.
   Торгильс Кнутссон — шведский маршал, в конце XIII века был фактически главой государства. Традиционное утверждение, кочевавшее из книги в книгу, чуть ли не с XVI века, о том, что он возглавлял «крестовый поход» 1293 года в Карелию и был основателем Выборгского замка, научного обоснования, как установил доктор исторических наук И. П.Шас кольский, не имеет. Однако в шведской «Хронике Эрика Олая» сказано: «Маршал государства Торгильс по своему и знатных людей государства решению направил экспедицию в Карелию». Поэтому можно судить, что он являлся лишь организатором этого похода, не покидая сам в это время Швеции.
   В. Вальгрен изобразил маршала стоящим на высоком круглом в плане гранитном постаменте, обращенным лицом к замку. Правая рука фигуры, сжимающая меч, откинута в сторону, в левой — щит, опущенный к бедру, на голове — боевой шлем. Позе придан уверенный воинственный вид. Небольшой по размерам монумент удачно вписался по масштабу в открытую средневековую площадь. Он имел и довольно выразительный силуэт. После открытая двумя годами позже памятника Петру I на высокой горе противоположной стороны пролива, возникла оригинальная архитектурно-скульптурная композиция: взгляды застывших в бронзе завоевателя и освободителя новгородских земель скрещивались на их яблоке раздора — Выборгском замке.
   Сбор средств на памятник начался е проведения литературного вечера 5-го декабря 1884 года. Вырученные от продажи на него билетов средства составили 300 марок. Занимавшийся тогда проектированием воссоздания разрушенного замка архитектор Я. Аренберг согласился выполнить бесплатно проект реконструкции площади, расположенной напротив него. Сбор последующих средств позволил В. Вальгрену получить заказ на изготовление модели. Но, простояв длительное время, эта работа пришла в негодность, так как глина рассохлась и потрескалась. Скульптору пришлось выполнить новую модель, стоимость которой вылилась уже в 3000 марок. Но это было, собственно, началом предстоящих трудностей. Идее установки памятника шведскому завоевателю решительно воспротивился военный комендант Выборга генерал-майор Михаил Лаврентьевич Духонин. Его поддержал и генерал-губернатор граф Гейден. Обсуждение вопроса бурно муссировалось на страницах газет.
   В это время В. Вальгрен со своей работой выехал в Париж. Там скульптуру выполнили в гипсе. Ее привезли в Выборг и с лета 1888 года экспонировали в музее, именуя «Рыцарь», «Отвага» или иными безобидными именами. Дело ускорили два обстоятельства. Завещанная аптекарем Иоханом Казимиром фон Цвейгбергом крупная сумма на украшение Выборга позволила сформировать особый денежный фонд, использование которого сразу дало прибыль в 30000 марок, а всеобщая забастовка 1905 года заметно разрядила политическую атмосферу.
   Весной 1907 года В. Вальгрен снова отправился в Париж, где памятник отлили в бронзе. Архитектор К. Зегергатадт спроектировал оригинальный гранитный постамент. Благоустройство и подготовка площади начались весной 1908 года, а 4 октября открытие памятника Торгильсу Кнутссону, накокец, состоялось. Монумент простоял ровно сорок лет.
   Во время войн, революций и иных социальных потрясений в городах прежде всего страдали памятники монументальной скульптуры. Они разрушались от снарядов и бомб, сносились в связи с меняющейся политической ситуацией. История монумента Петру I в Выборге достаточно известна, но не лишена еще и белых пятен.
   В начале 1908 года Николай II сообщил военному коменданту Выборга о своем решении в ознаменование 200-летия взятия Выборга открыть в городе памятник Петру I и заложить фундамент военного собора. Началась экспроприация земельных участков на избранном для этого месте. В мае месяце 1910 года из Вахкалахти привезли монолит из розового гранита высотой 3,5 метра для изготовления постамента и около 40 тонн различного камня. 14 июня 1910 года в особо торжественной обстановке с крестным ходом на историческом месте, ныне — Петровской горе — памятник Петру I работы скульптора Л. А. Бернштама открыли.
   Отлитый в бронзе Петр был установлен на высоком пьедестале из монолитной глыбы с высеченным на нем именем царя. Скульптор изобразил его стоящим у пушки с левой рукой, лежавшей на эфесе шпаги, а правой — план осады Выборга. Динамику скульптуре придает отставленная в сторону нога и, как бы откинутая порывом ветра, пола мундира. Современники и потомки находили в скульптурных портретах А. Л. Бернштама близкое фотографическое сходство с моделью и отмечали в них отсутствие острых психологических характеристик. В известной мере это относится к его памятнику Петра I в Выборге.
   Над образом Петра Л. А. Бернштам работал довольно много. К сожалению, в начале 1919 года как «антихудожественные» были убраны два памятника Петра I, созданные Л. А. Бернштамом и установленные перед западным и восточным павильонами здания Адмиралтейства в Петербурге. Один из них — «Царь-плотник» изображал Петра в период его обучения кораблестроению и был открыт в столице одновременно с выборгским монументом 14 июня 1910 года. Авторское повторение этого памятника с 1911 стоит на главной площади голландского города Заандема. Там относятся к истории и произведениям искусства, как видно, иначе, чем у нас. Второй памятник изображал царя во время спасения им лахтинских рыбаков. Тогда он простудился и заболел, что и стало причиной его смерти.
   Леопольд Адольфович Бернштам — рижанин по происхождению, родился в 1859 году. Он окончил Петербургскую академию художеств. Широкую известность скульптор получил после того, как за короткий срок создал более тридцати бюстов деятелей русской культуры. € 1885 года Л. А. Бернштам живет в Париже. Он и там работает над скульптурными портретами известных писателей: Г. Флобера, Э: Золя... Портретируемая с натуры молодая. парижанка становится его женой и он навсегда остается в Париже. Прожив долгую жизнь, Л. А. Бернштам: скончался во Франции в 1939 году.
   В начале 1930-х. годов по проекту архитектора У. Ульберга на бастионе Панцерлакс завершилось строительство школы живописи и музея искусств. Памятник Петру I перевезли в новый музей.
   6 декабря 1927 года в связи с десятилетием самостоятельности Финляндской республики, на месте снятого памятника русскому царю в Выборге установили «Памятник независимости» работы Т. Финне. На высоком пьедестале была поставлена фигура льва, держащего лапой щит с изображением герба страны.
   Гуннар Финне (1886—1952) известен как мастер монументальной скульптуры, а также небольших бронзовых статуэток.
   «Памятник независимости» в 1940 году был разрушен при официально не опубликованных обстоятельствах. В Выборге, ставшем тогда советским городом, памятник Петру I на невысоком временном постаменте на прежнем месте установили вторично. Однако не надолго, ибо история повторилась. Когда финские войска в конце августа 1941 года заняли оставленный частями Красной Армии Выборг, отлитого в бронзе Петра Великого сразу же вновь сбросили на землю. На фотографии того времени осталось запечатленным, как опрокинутый монумент осматривают президент Финляндии Р. Рюти, премьер-министр Ю. Рангель, маршал Маннергейм, генерал Аиро... Голова фигуры русского царя при отливке памятника проектировалась отдельной деталью и в связи с этим при падении монумента отвалилась. Судя по другой фотографии обезглавленную скульптуру, видимо, уже весной 1942 года на телеге отвезли в замок. О дальнейшей судьбе головы известно из рассказа финского мэра Выборга того времени майора Арно Туурна. Он подобрал эту голову и с целью спасти держал на рабочем столе в своем кабинете. Резиденция его находилась в так называемом «доме епископа», ныне — Подгорная, 9. Но и там голова не оказалась в полной безопасности. Однажды двое посетителей мэра во время его отсутствия в кабинете унесли эту голову для переплавки на какие-то военные нужды. Только при помощи «принятия крутых мер», А. Туурна вернул ее в свой кабинет, где, как полагает финский историк Свен Хирн, многострадальную голову и обнаружили «наши» в июне 1944 года, когда заняли Выборг вновь.
   После Великой Отечественной войны памятник Петру I нашли сильно поврежденным. Его отправили на Ленинградский завод «Монументскульптура», где его реставрировали. Работы велись под руководством скульптора Н. Волжухина. Не сохраиился и прежний постамент. Новый выполнен по проекту архитектора А. А. Драги. Он несколько выше первоначального и иной по форме.
   В августе 1954 года открытие памятника Петру I состоялось в третий раз. Однако недавно бронзовая фигура Петра еще раз покидала свой пьедестал. Но на этот раз не надолго, и только с целью «лечения». После реставрации памятник Петру I снова занял свое историческое место. Его привычный неотъемлемый от городской панорамы силуэт четко вырисовывается с различных видовых точек.
   Памятник известному финскому просветителю М. Агриколе в Выборге хотя и отсутствует на былом месте, но запечатленный на старых почтовых открытках и многих репродукциях, как бы продолжает пребывать в городе. Уже начаты предварительные работы для его воссоздания. Микаэль Агрикола — сын крестьянина — жил в первой половине XVI века. Он стал основоположником финской литературы, первым протестантским епископом в стране. М. Агрикола известен также, как поэт и переводчик. Его стихотворные предисловия к переводам содержали наряду с религиозными и научные сведения. М. Агрикола скончался в 1557 году неподалеку от Выборга и похоронен в городе. Возможные места его захоронения считают Кафедральный собор или бывший собор доминиканского монастыря.
   Памятник М. Агриколе в Выборге создавался по инициативе Финского литературного общества. Средства на него начали собирать еще в 1860 году, но к серьезным попыткам осуществления идеи приступили только в 1901-м. В 1903 году одобрили и утвердили модель Э. Викстрёма. Место для установки памятника выбрали в центре города, перед порталом церкви, стоявшей напротив нынешней почты. С особой торжественностью состоялось открытие памятника 21 июня 1908 года. Скульптор изобразил М. Агриколу с раскрытой книгой, читающим проповедь, использовал прием повествовательности, введением в композицию предметов профессиональной принадлежности. На сложном по конфигурации постаменте были стихотворные строки: «Тот, несомненно, услышит финский язык, кому открыта душа всех». У подножья постамента размещалась скульптурная композиция из двух фигур: старик слушает читающую ему девочку.
   Автор памятника — скульптор с европейским именем Эмиль Викстрем (1864—1942) — родился в Турку. Он учился в Вене и Париже, с 1890-х годов — в Италии. Широкой известностью пользуются созданные им памятники в финских городах Хельсинки и Ваза.
   Во время «зимней войны» 1939—1940-х годов памятник М. Агриколе исчез. В финской прессе публиковались сведения о том, что скульптура была укрыта в земле близ городского поселка Тиенхаара (ныне — Калинина), видимо, с целью спасти монумент от осколков снарядов и последующей эвакуации.
   Осенью 1989 года группа финских специалистов под руководством архитектора Ю. Ланкинена провела обследование местности в этом районе с помощью специальных приборов. Однако поиски оказались безрезультатными. Годом позже была предпринята еще одна попытка поисков памятника, в ней принимали участие представители общественности Выбор-га и финские тележурналисты.
   Но воссоздание памятника М. Агриколе вполне возможно, даже если его выборгский оригинал и не будет обнаружен. В 1953 году в городе Лахти и годом позже в Пернае (Фшг ляндия) устанавливались памятники великому просветителю, которые являются копиями скульптурного портрета М. Агриколе с былого выборгского монумента.
   В начале 1950-х годов разобрали и Туомиокиркко — церковь, перед порталом входа которой стоял памятник М. Агриколе.
   Не сохранился и «Памятник братского захоронения» работы скульптора Гуннара Финне в виде коленопреклоненной мужской фигуры с поднятой рукой. Этот монумент был установлен в 1919 году на финском воинском кладбище близ южной стены церкви.
   Оригинально сочетается с деревьями парка и естественно смотрится в нем скульптура «Юный лесник», созданная Ю. Лииполой и установленная близ пересечения главных магистралей Выборга в 1932 году. Юный поводырь с медвежонком удачно вписались в городской пейзаж, дополнили его на-долго запоминающимися своеобразием и привлекательностью.
   Юрьи Лиипола (1881 —1971) получил художественное образование в Берлине и Париже. Он пользовался известностью, как профессиональный скульптор и дипломат — генеральный консул Финляндии в Будапеште.
   В южной части парка-эспланады в 1928 году на выгодном возвышенном месте установили скульптуру Ю. Мянтюнена «Лось». Бронзовая фигура лесного великана грациозно стоит на гранитном постаменте. Это ныне один из лучших памятников парковой скульптуры в городе.
   Юсси Мянтюпен (1886—1978) известен как ваятель-анималист. Созданные им изваяния зверей и птиц удачно вписывались в природный и городской ландшафт. Коллекция работ этого мастера находится в художественном музее Атениум в Хельсинки.
   Летом 1991 года обе парковые скульптуры «Лось» и «Юный лесник», простоявшие революции и войны, были сброшены с постаментов хулиганами, которые этим варварским поступком вписали в историю примету переживаемого нами ныне времени. Отлитый в бронзе лесной великан потребовал длительного дорогостоящего ремонта.
   Ныне только чаша фонтана, давно уже бездействующего, на парковой аллее, идущей от Рыночной площади к «Юному леснику» напоминает о стоявшей здесь до 1940-х годов скульптуре «Девушка Иматры». Ее особенно любили старожилывы-боржане. Эту работу выполнил для Выборга в 1926 году скульптор Георг Винтер. Моделью для статуи послужила натурщица Аино Касинен. «Девушка Иматры» представала перед зрителем в образе обнаженной женской фигуры со сложенными на груди руками, стоящей на невысоком постаменте. В композиции этой работы ваятель использовал прием античных мастеров — хиазм, когда стоящая фигура изображалась со смещенными линиями таза и плечей от вертикальной оси, что достигалось перенесением центра тяжести статуи на одну ногу.
   Эта работа была авторским повторением скульптуры, созданной мастером еще в 1902 году, когда он жил в Антреа (ныне — Каменногорск). Там же находилась дача жителя Выборга Юхи Линнемо. У него была гипсовая модель этой скульптуры и большое желание подарить ее городу Выборгу, отлитую в бронзе. Видимо, по его заказу и была выполнена вся фонтанная композиция. Живущая ныне в Тампере супруга сына Ю. Линнемо продала в 1982 году первоначальную скульптуру Г. Винтера, созданную в 1902 году музею города Лаппеенранта. «Девушку Иматры» выборжане называли по-своему и «Торкельская Тильта», и «Грустная Софи», и «Купальщица»... Время исчезновения скульптуры, как и ее нынешнее местонахождение не установлены.
   Парковая скульптура «Маленький рыбак», установленная в сквере на углу Ленинградского проспекта и набережной 40-летия комсомола пережила все годы военного лихолетья и была утрачена в 1970-х годах. Ее автор финский ваятель Микко Хови (1879—1962) родился в Койвисто (ныне — Приморск) и провел детство на выборгской земле. Работам этого мастера в бронзе и граните свойственна нарочито-грубоватая манера, приближающие их народному творчеству. В своих персонажах ваятель хорошо передавал состояние модели. Многие герои его работ отмечены иронией и юмором. Коллекция станковых произведений М. Хови экспонируется с 1929 года в Атениуме, с 1932 года они были представлены в историко-этнографическом музее Выборга.
   Выполненный в граните «Маленький рыбак» представлял собой мальчика лет десяти, прижимавшего к груди огромную рыбу, хвост которой возвышался над его головой. Юмор заключался в том, что обе руки малыша держат бьющуюся рыбу, и он не может поддержать сползающие штанишки.
   Многие здания Выборга, построенные в конце XIX — начале XX веков служат хорошим примером подлинного синтеза искусств, воплощения единого идейно-художественного замысла средствами архитектуры и скульптуры. Монументально-декоративная скульптура города в оформлении фасадов исторических зданий многолика и довольно богата, несмотря на большие утраты. Остаются неизвестны имена большинства авторов фасадных композиций и даты их создания, однако в каждом случае угадывается несомненный творческий контакт между скульптором и архитектором, проектировавшим здание.
   Бывший дом Матти Пиетинена, ныне — жилой на Ленинградском проспекте, 31, как бы встречает выходящих из здания вокзала, открывает «первую страницу» архитектурной экспозиции города. Большие окна первого этажа этого дома расчленены лопатками, увенчанными гранитными маскаронами. То ухмыляющиеся, то устрашающие лица становятся особенно выразительными, когда с их усов и бороды свисают сосульки, а на головы ложатся шапки снега. Облицованную гранитом центральную арку парадного подъезда украшают три львиные головы, выполненные также в граните на высоком художественном уровне.
   В начале нынешнего века декоративно-стилизаторские тенденции часто имели место при строительстве «храмов» деловой и финансовой жизни — зданий банков. Элементы декора призваны были здесь символизировать величие капитала, власть и недоступность денег. Так крылатые львы над балконом второго этажа бывшего Объединенного банка северных стран на Пионерской улице, 4 своим свирепым видом «охраняли» лежащие там капиталы. Такую же роль играли изображения медведей в оформлении фасада соседнего здания банка на Пионерской улице, 2. К сожалению, утрачены устрашающие маскароны медведей над воротами въезда во двор. Во время частичной перестройки этого здания в 1911 году появился гранитный светильник на крыльце при входе. Он украшен горельефом «Мальчик с гирляндой» работы X. Флорин-Риссанен.
   Сюжеты скульптурного убранства фасадов зданий банков на главной улице города — Торкельской (проспект В. И. Ленина) имеют несколько иной характер. В треугольных надоконных сандриках здания банка на углу проспекта и Рыночной площади размещены скульптурные композиции из крылатых амуров, держащих щиты с гербами Выборга различного времени. На протяженном фасаде, обращенном к площади, в каждом сандрике средствами скульптуры отражены история и экономическое значение города изображениями кораблей, якорей, сетей, рыбы...
   Подобным образом в декор фасадов бывшего банка — ныне жилого дома на углу проспекта и переулка Николаева, наряду с украшениями растительным орнаментом, включены изображения различных форм шестерней и других деталей машин.
   В скульптурной композиции фасада здания близ перекрестка с Ленинградским проспектом, где в прошлом размещался также банк, доминируют две женские фигуры работы Ф. Нюлунда, фланкирующие главный вход. Своими бесстрастными лицами и устремленным вдаль «потусторонним» взглядом они напоминают статуи с порталов средневековых соборов.
   Большое удаление от зрителя и не совсем удачная соразмерность во многом снижают эффект восприятия скульптур медведей на эркерах бывшего дома купца Д. Маркелова, ныне жилого дома № 6 на проспекте имени В. И. Ленина.
   Оформление уличных фасадов здания на углу проспектов имени В. И. Ленина и Ленинградского состоит из гранитных барельефов с изображениями герба старого Выборга, герба Карелии в виде рук противников, держащих мечи, что символизировало непримиримость Востока и Запада, ростров парусников, в качестве украшений использованы и различных форм маскароны.
   Богатым скульптурным оформлением отличаются и фасады зданий бывших крупных торговых фирм, построенных в стиле модерн в начале нынешнего века. Сюжеты их декора поддерживали идейный замысел зодчих, заключавшийся в стремлении приблизить архитектуру к природе Севера, края леса, гранита и озер. Об этом, например, свидетельствует бывший дом оптовой фирмы «Хякли, Лалукка и К°» — ныне жилой дом на Вокзальной улице, 7. Орнаментально трактованные изображения в технике углубленного рельефа расположены на его балконах и гранитных наличниках окон первого этажа. Здесь можно видеть выполненные Э. Халоненом рисунки обитателей лесов Карельского перешейка: лисицу, волка, зайца, белку, лягушку. В пределах наличника окна отдельные рисунки увязывались в общую композицию. Плоскости наличника. одного окна посвящены обитателям водоемов — рыбам и ракам, другого — сценам охоты, третьего — миру пернатых и растительности. Реалистические изображения, в которых верно схвачены повадки животных, сочетаются с рисунками в различной степени стилизованными. Декоративное оформление здания дополнялось ныне отсутствующей круглой скульптурой — оригинальными женскими фигурами, установленными на пилонах ограды двора.
   Композициями высокохудожественной резьбы по камню украшены фасады дома бывшей торговой фирмы «Хакман и К°» на улице Северный вал, 5. Порталы подъездов к наличники окон покрыты гранитным орнаментом, в котором искусно воспроизведены шишки и ветки сосны, а также изображения голов животных в венчающих частях здания.
   В качестве украшений дома № 9 на Ленинградском про-спекте служат скульптурные изображения пеликанов — птиц, символизирующих покой семейного очага. Фигуры пернатых трактованы с определенным характером и оттенком тонкого юмора.
   Нередко привлекает внимание женская скульптура в виде русалки на улице Южный вал. Она с высоты второго этажа здания, прикрыв ладонью глаза, всматривается в морскую даль: не покажется ли знакомый парус, не возвращаются ли моряки?
   Отмеченные памятники монументально-декоративной скульптуры, служащей художественным убранством зданий исторического ядра города, не исчерпывает всего их числа. Они делают прогулки по Выборгу всегда интересными, познавательными и насыщенными впечатлениями.
   Ряд памятников Выборга, в их числе и надгробные, создавались видными скульпторами и отличались высоким мастерством исполнения. Некоторые из них неотделимы от истории города и в этой связи заслуживают внимания, хотя они уже давно не стоят на прежних местах.
   Сейчас только остатки постамента возвышаются над землей в сквере Петровского поселка Выборга. Это все, что осталось от «самого красивого надгробного памятника в городе». Здесь похоронен один из наиболее талантливых военачальников русской армии в конце XVIII века Виктор Ангальт-Бернбургский. Он родился 9 мая 1744 года, в 28-летнем возрасте поступил на русскую службу, а через три года имел уже чин генерал-майора. Участвуя в турецком походе с князем Потемкииым, отличился при штурме Очакова, позже — при взятии Аккермана (ныне — Белгород-Днестровский) и Бендер, был награжден высшими русскими боевыми орденами. В 1790 году генерала перевели в армию графа Салтыкова, действующую против шведов в Финляндии. Но тут «судьба готовила ему самое кратковременное поприще». Он получает приказ выбить шведский гарнизон из селения Пардакоски, находящегося западнее озера Саймы.
   Бой начался 18 апреля. Отряд В. Ангальта уже имел успех, предвещавший победу, но тут генерал «повергся на землю от жестокой, полученной им раны: пушечное ядро раздробило ему правую ногу выше колена. Генерала вынесли с поля боя и, по одним сведениям, он через несколько часов умер и сражение в связи с этим оказалось проигранным. По другим источникам, раненого привезли в Выборг и поместили в военный госпиталь, размещавшийся в деревянных домах, стоявших на месте нынешнего монументального здания того же назначения. В. Ангальт скончался здесь после операции, в 46-летнем возрасте, в расцвете таланта, «к сожалению армии, умевшей ценить его познания в военном деле, личную неустрашимость и искреннюю преданность России».
   В. Ангальт первым обратил внимание на одаренного в военном искусстве адъютанта Барклая-де-Толли, служившего под его начальством и ставшим одним из главных героев Отечественной войны 1812 года. Перед смертью он вручил ему свою шпагу, с которой тот не расставался всю жизнь. В. Ангальта похоронили в небольшом парке, примыкавшем к Пожарной площади близ госпиталя.
   Проект надгробного памятника генералу заказали наиболее известному архитектору Джакомо Кваренги, лучшему мастеру тогда и в этой области. Ему поручались самые ответственные проекты катафалков в Петропавловском соборе Петербурга в связи с погребением Екатерины II и Павла I. По проекту Дж. Кваренги создавалось и надгробие прославленному адмиралу С.К. Грейгу в Домском соборе Ревеля (Таллина.) Внешними формами и характером декора оно имело сходство с памятником на могиле В. Ангальта в Выборге. На этом строилось предположение, что проекты для обоих надгробий выполнял один автор. Позже оно подтвердилось обнаруженными архивными документами. В одном из них рукой Дж. Кваренги написано: «Гробница Принца Ангальто-Бернбургского стоила 2602 и привезется с застрахованием до места, по контракту в том заключенному. Она делана в Италии первое потому, что в Петербурге не было такой величины готового мрамора, а второе, что в Италии стала в половину дешевле той цены, которую здесь просили».
   Итак, изготовленный, видимо, в Карраре по проекту Дж. Кваренги надгробный мраморный блок кораблем доставили в Выборг. На могиле В. Ангальта его установил каменных дел мастер-итальянец Пьетро Маруцци в 1792 году. Известно, что в эти годы Дж. Кваренги работал в содружестве с выдающимся русским скульптором И. П. Мартосом. Дальнейшие исследования, возможно, помогут достоверно установить и авторство его работ в Выборге.
   Памятник В. Ангальту простоял самые тяжелые в истории Выборга годы и был снесен уже в наше время периода «негативных явлений». Вместе с ним снесли и стоявший рядом монумент на могиле полковника русской службы Г. Адлерберга (1738—1794), установленный на средства, собранные офицерами гарнизона.
   Научные сотрудники Выборгского краеведческого музея подобрали и сохранили детали скульптурного декора с гробницы В. Ангальта. Неоднократно уже поднимался вопрос о воссоздании этого памятника нашей военной истории и последней работы Дж. Кваренги, утраченной в Выборге.
   Выборг издавна славился своими высокохудожественными надгробными памятниками. Они находились на кладбищах Лепола (Южном) и Ристимяки в южной части Выборга, на Ильинской горе, напротив нынешней поликлиники, на фамильном острове-усыпальнице баронов Николаи, владельцев имения и парка Монрепо. Украшения кладбищ считались важной художественной достопримечательностью города.
   Начиная с 1940 годов надгробные памятники в Выборге повсеместно подвергались стихийному бесконтрольному разрушению, а в середине 1960-х годов надгробия со шведско-немецкого некрополя в Сорвали (ныне поселок Гвардейский) были снесены работниками коммунальных служб города и свезены на открытую площадку за Комендантской горой, где со временем от них ничего не осталось.
   Таким образом, за отмеченные десятилетия некогда красивейшие некрополи Выборга превратились в пустыри. В связи с этими обстоятельствами и неприглядной картиной, открывающейся посетителям Выборга из скандинавских стран, родственники которых здесь были похоронены, возник вопрос о вывозе за рубеж еще чудом уцелевших надгробий. Четыре надгробных памятника, представляющие историческую и художественную ценность в связи с этим, перевезли в Финляндию, где они сохранятся для будущих поколений.
   Первым был вывезен памятник Юхи и Марии Лаллукки — бездетной семьи, на деньги которой по завещанию в 1935 году по проекту А. Аалто построили в Выборге библиотеку — шедевр мирового зодчества. Юхо Лаллукка (1852—1913) — коммерции советник, активный сотрудник Союза владельцев промышленных и торговых предприятий «Памаус», в 1901 — 1902 годах — заместитель его председателя. Он вошел в историю Выборга и как щедрый меценат, являясь «экономической опорой» городского драматического театра. Именем Лаллукки была названа улица в Выборге, ныне — Маяковского. «Памус», продолжающий свою деятельность в Хельсиики, до сих пор имеет два фонда имени Юхи Лаллукки для учебы молодежи в области коммерции. Его жена Мария, помощница в делах и спутница всей жизни пережила мужа на десять лет. Памят-ник обоим был создан скульптором Эмилем Халоненым и установлен на кладбище Лепола. Он представлял собой монумент из серого камня. На украшенный скульптурным фризом постамент были подняты два гранитных блока, на которых написаны имена и даты жизни умерших, между ними помещена женская фигура в скорбной позе.
   Памятник Юхи и Марии Лаллукка установили в Выборге в 1924 году, а 30 августа 1986 года его открыли вновь на бывшем русском военном кладбище в финском городе Лаппеенранте. Инициатором этого события выступил Союз «Памаус», показав своим поступком хороший пример подлинной заботы о своем бывшем сотруднике.
   Позже с выборгского кладбища Лепола вывезли надгробный памятник с могилы Матти Похто (1817—1857). Этот простой крестьянин вошел в историю тем, что самостоятельно овладел грамотой, всю жизнь собирал и реставрировал старые книги. Его нередко называли в народе «Матти книжный». Во время большого пожара бывшей столицы Финляндии Або (Турку) погибла университетская библиотека. М. Похто, собрав более 3500 томов наиболее редких и ценных книг, из своей коллекции восполнил утрату. 4 августа 1957 года на родине М. Похто, в Юлистаро, видимо приурочив к столетию со дня смерти, открыли ему памятник с надписью: «То, что уничтожил пожар в Турку, Матти Похто, собрав, спас». В конце жизни М. Похто жил в местечке Нуора (Соколинское) близ Выборга. Памятники на его могиле представлял собой большую каменную книгу. Она была изображена закрытой, с выбитыми на «обложке» именем и датами жизни покойного. 24 августа 1988 года в торжественной обстановке выборгское надгробие Матти Похто обрело новое местопребывание, достойное памяти этого человека, — в саду университетской библиотеки в Хельсинки.
   В 1988 году с кладбища Лепола в Выборге переправлен в Финляндию надгробный памятник Эстери Линдгрен, женщины, скончавшейся в 1919 году в 29-летнем возрасте. Это все, что удалось о ней узнать, судя по надписи. Памятник на ее могиле, созданный скульптором Эмилем Халоненым состоял из гранитной стелы и фигуры ангела размером в человеческий рост, укрывавшего крылом ребенка.
   Четвертое надгробие вывезено из Выборга со шведско-немецкого кладбища, находившегося на острове Сорвали (Гвар-дейском). Оно стояло над могилой полковника Отто-фон-Фиеандта, похороненного здесь в 1823 году. Памятник представлял собой каменную стелу с декоративным навершием и ограждения в виде гранитных тумб, соединенных цепями.
   Отмеченные надгробные памятники покидали Выборг в поврежденном состоянии и самом неприглядном виде, со следами грубого надругательства.
   Утраченной оказалась и вся парковая скульптура Монрепо, а также и станковая — из усадебного дома, украшавшая интерьеры гостиных. Только научный поиск и дальнейшие исследования смогут раскрыть картину всего ее многообразия и художественной ценности. В литературных источниках упоминаются и запечатлены в иллюстрациях надгробные памятники острова-кладбища, скульптура Храма Нептуна, источника «Нарцисс»... Известно также, что существовали бюсты супругов А. Л. Николаи и Ж. Поггенполь, их сына П. А. Николаи и невестки Александры Симплиции. Бюсты Александра I и Николая I находились в «замке Людвигштейн» на острове — фамильной усыпальнице, а Марии Федоровны — в башне Мариентурм, позже их перенесли в усадебный дом, когда в неспокойные годы начала нынешнего века оставлять скульптуру в парке стало опасно. Затем следы этих памятников тоже теряются. Сохранились лишь медальоны с изображениями на античные темы, украшающие фасады здания и библиотечного флигеля.
   Из всего скульптурного убранства усадьбы Монрепо с историей и легендами Финляндии был связан лишь один памятник — Вяйнемёйнену, стоявший в темном гроте меж скал в отдаленном уголке парка, называвшегося «Конец света». Он неожиданно возникал перед идущим по прибрежной тропе человеком. Вяйнемёйнен — герой карело-финского эпоса «Калевала», народный певец-сказитель, заступник всех бедных и обездоленных. Это один из первых памятников, поставленных не реальному лицу, а литературному герою.
   Сначала П. А. Николаи, служивший тогда русским посланником в Дании, заказал монумент местному скульптору Г. Борупу. Тот изобразил певца стоящим и поющим руны. Одной рукой он держал свой музыкальный инструмент кантеле, а другой указывал на небо. Эта скульптура, установленная в 1831 году, оказалась разбитой злоумышленниками. Новый вариант памятника заказали молодому тогда скульптору Й. Таканену. Его работу установили в 1873 году на прежнем постаменте — обломке скалы, стоящем там и поныне. Вяйнемёйнен представал перед зрителями также поющим руны, сидя с кантеле на коленях. Левая рука сказителя в экспрессивном жесте устремлялась вверх.
   Йоханес Таканен (1849—1885) — сын торпаря, безземельного крестьянина. Первоначальное художественное образование получил в Выборге, потом на средства города учился в Хельсинки и Копенгагене. В своем творчестве И. Таканен тяготел к реализму, к созданию глубоких психологических образов. За удачно выполненные женские скульптурные портреты его называли «певцом женской красоты». Скульптор поэтизировал своих героинь, подчеркивал в них естественность и ха-рактерное своеобразие северных женщин.
   Памятник Вяйнемёйнену утрачен в годы военного лихолетья. В финской литературе высказывались предположения о том, что весной 1940 года, возможно, предпринималась попытка вывести скульптуру в Финляндию по льду Северного залива. Мартовский рыхлеющий лед мог не выдержать и тяжелый монумент утонул. Однако поиски, предпринятые нашими водолазами, оказались безрезультатными, хотя они осмотрели большую площадь дна близ берега парка Монрепо. Поиски затруднило илистое вязкое дно залива, при малейшем прикосновении к которому вода становилась совершенно непрозрачной. Таким образом, тайна исчезновения и второй скульптуры Вяйнемёйнена остается пока неразгаданной.
   Суровая судьба Выборга и крутые повороты в его истории, отмеченные разрушительными пожарами и войнами, также недоброе отношение к его культурному наследию в последние десятилетия главным образом послужили причиной утрат художественных ценностей города и, прежде всего, монументальной и монументально-декоративной скульптуры После окончания Великой Отечественной войны, в процессе восстановления сильно разрушенного города возможность сооружения скульптурных памятников открылась только в конце 1950-х годов. Устанавливались они главным образом преследуя политико-пропагандистские цели. 5 декабря 1957 года на Красной площади открыли памятник В. И. Ленину (скульптор Ш. В. Микатадзе, архитекторы Ю. А. Дьяконов и А. И Алымов). Одновременно оформлялся монументальный въезд в Выборг с юго-восточной стороны. Главным компонентом архитектурно-скульптурной композиции стала бронзовая фигура советского солдата-победителя в Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов, поставленная на высоком гранитном постаменте рядом с шоссе (скульптор Н. М. Каракаш).
   30 апреля 1961 года на 4-м километре Ленинградского шоссе был открыт памятник жертвам белого террора в Выборге весной 1918 года (скульптор В. С. Чеботарев, архитектор А. М. Швер). На стеле из серого гранита высечены горельефы: финский и русский рабочие со склоненными знаменами в руках. Памятник посвящен событиям, которые современник описывает следующим образом: «Когда г. Выборг был взят белыми, здесь, как и в Гельсингфорсе было устроено сатанинское зрелище для буржуазии, в торжестве высыпавший на улицу. Около 600 пленных под сильным конвоем были отведены к крепостным валам (на краю города) и здесь под издевательства и проклятия расстреляны из пулеметов».
   В этой связи уместно привести воспоминания старой жительницы Выборга Тойни Хювяринен на встрече с ней в июне 1992 года. Она родилась в 1908 году и жила в доме № 24 на нынешней Октябрьской улице в поселке Северном. Бывшая выборжанка рассказала, как по недоразумению красные хо-тели расстрелять ее мать. Когда же Выборг заняли белые, то она, тогда десятилетняя девочка, своими глазами видела множество убитых красногвардейцев и жителей города. По ее беспристрастному мнению, террор в Выборге осуществляли красные и белые, в обоих случаях с равной жестокостью. Т. Хювяринен в своем эмоциональном рассказе вспоминала, как окончила женский лицей в Выборге и работала медицинской сестрой в только что построенном тогда военном госпитале, здание которого и ныне используется по прежнему назначению. В начале 1930-х годов она стала автором текста и мелодии песни, опубликованной в сборнике духовной музыки. Несмотря на свой 84-летний возраст, рассказчица исполнила эту песню своим слушателям.
   
    Парк скульптуры в Выборге образовался в сквере на углу Ленинградского шоссе и Вокзальной улицы. Здесь разместились девять работ участников симпозиума: «Волк» В. П. Ди-мова, «Поющий камень» С. И. Асламова, «Улитана» и «Отдых у моря» А. М. Богачева, «Песня» Т. Тулиева, «Орфей» Ю. В. Евграфова, «Кузнец» С. К. Задорожного, «Коленопреклонен-ный» Е. Ф. Марышева, «Отдых» В. А. Полозова, «Строитель» Л. Н. Сморгона.
   Работу «Мальчик с кошкой» участника симпозиума Л. А. Бейбутяна установили в сквере на углу Ленинградского про-спекта и Набережной 40-летия комсомола. На этом месте до недавнего времени стояла ныне утраченная скульптура «Юный рыбак» (ск. Микко Хови, 1924 г.).
   Гранитная фигура плывущей женщины — «Волна» Н. Н. Хромова поставлена у санатория-профилактория судостроительного завода в Зимино.
   Знакомство с художественными традициями старого Выборга, с природой края лесов, водных пространств и «мшистых громад» скального ландшафта помогли скульпторам в выборе сюжетов для своих работ. Фигуры человека в ряде случаев трактованы ими в жанровых сценах. Условность и обобщенность форм подчеркивает, что изображения не являются фотографическим слепком натуры, а представляют собой либо интерпретированный художественный образ литературного героя, либо образы труда, творчества, отдыха... Заметная пассивность и некоторая монотонность лежащих, сидящих и коленопреклоненных фигур, к тому же практически лишенных постаментов, во многом снижает эффект их зрительного восприятия.
   Негативную роль в создании парка сыграло и то, что сквер до размещения в нем скульптуры не был специально подготовлен для этого. Не осуществлялось здесь работ по благоустройству и после того, как работы скульпторов расставили по существу без заранее продуманного плана. Хотя прокладка новых аллей, установленные скамьи, разбитые клумбы, цветники и дополнительное озеленение могли бы оживить и выгодно дополнить общую красочную картину.
   Однако скульптурный симпозиум в Выборге стал важным событием в художественной жизни города, учитывая в особенности то обстоятельство, что памятники монументальной и парковой скульптуры за последние десятилетия Выборг боль-ше утрачивал, чем обретал.

 


 
 
         
 
     О проекте     Почта