Выборг
 
    На главную
  Экскурсии в Выборг
     
 
 

Круглая башня на Рыночной площади

   Фортификатор — Ганс Береен. Возведена в 1547—1550 годах.
  
Имя Ганса Бергена — первое в списке архитекторов, инженеров и строительных мастеров — застройщиков Выборга, которое сохранила история, Ему поручили проектировать новое сооружение перед Скотопрогонной башней, там, где находились въездные ворота в город с восточной стороны. Он же и руководил новым строительством.
  
Прямоугольную в плане Скотопрогонную и построенную вновь Круглую башни соединила галерея, состоящая из двух стен, образующих своего рода коридор. В его северной стене устроили въездные ворота, Комплекс из двух башен и соединяющая их галерея представляли собой средневековый тип укрепленного воротного устройства — барбакан. Он повысил обороноспособность левого фланга юго-восточной стены Каменного города.
  
За исключением Круглой башни — основного элемента барбакана, — все его сооружения в середине XVIII века разобрали. Археологические раскопки, проведенные в 1970-х годах, подтвердили, что Круглая башня стояла в 17 метрах от Скотопрогонной. Кладка ее стены, обращенной к городу, оказалась «перевязанной» со стенами галереи, что свидетельствовало об одновременности их постройки. Была вскрыта и яма, где находился механизм подъемного моста. После того, как раскоп зарыли, место былой галереи и участка крепостной стены со Скотопрогонной башней обозначили в мостовой Рыночной площади гранитным околом серого цвета.
  
Густав Ваза предполагал построить барбакан и на правом фланге Каменного города, с юго-востока, укрепить им оборону Монашеской башни, к которой вела вторая дорога в Выборг — с южной стороны. Но его замысел не осуществился.
  
Круглая башня представляет собой в плане почти правильную окружность. Диаметр ее около двадцати одного метра. Сложенные из крупных валунов, стены башни достигают у основания четырехметровой толщины. Покрытие купольной формы поддерживают деревянные стропила сложной конструкции.
  
Тяжелый труд окрестных крестьян завершился 31 августа 1550 года, когда башня была готова и вооружена. Разместили артиллерию в ней на трех ярусах. В качестве открытого яруса мог использоваться и верх башни до ее последующих пере-строек. Круглая башня получила «боевое крещение» через шесть лет после окончания ее постройки, когда Выборг осаждали войска Ивана Грозного.
  
Выборг разрастался. Круглая башня со временем утратила значение форпоста, но продолжала использоваться как военно-инженерное сооружение в системе вновь возведенных укреплений более ста лет. Позже в башне размещался арсенал, нотом — тюрьма. Частые пожары, происходившие в Выборге, не щадили и Круглую башню. В процессе одной из перестроек она обрела островерхое покрытие. Во второй половине XVIII века его сменило куполообразное, После пожара в 1818 году заново воссоздали крышу и междуэтажные перекрытия.
  
Когда в середине прошлого века разбирали устаревшие средневековые укрепления, подлежала сносу и Круглая башня. Ио ее не тронули; в Петербургской башне, как она тогда называлась, находился арсенал крепостного батальона русского инженерного ведомства.
  
В документе того времени говорилось, что строение «имеет три этажа под железною крышею и заключает в себе четыре нежилых покоя... в которых хранится амуничные и оружейные вещи». На чертеже 1876 года башня отмечала под названием «Петровская».
  
Особенно настойчиво встал вопрос о снесении Круглой башни в 1900 году, когда на Рыночной площади появилось монументальное здание банка, а башня закрывала его эффектный «ренессансный» фасад. Но и тогда древнее строение уцелело. Чтобы иметь от него какую-то пользу, городские власти отдали Круглую башню под склад муки выборгскому купцу Д. Маркелову. Горючие и дурно пахнущие предметы хранить в ней запрещалось.
  
По инициативе городского Технического клуба в башне провели серьезные научные изыскания, в ходе которых удалось выявить первоначальные конструкции междуэтажных перекрытий и особенности внутреннего устройства всего сооружения. Два первых яруса были перекрыты сводом. Его пяты опирались на стены и восьмигранный столб, сложенный из кирпича в центре башни. На уровне второго этажа башню опоясывала галерея, державшаяся на консолях. Балочное перекрытие первого яруса появилось позже. На это указывали сохранившиеся остатки сводов. К. тому же в центральной опоре на этой высоте обнаружили монету чеканки 1640 года. Изыскатели находили обожженные глиняные ядра, секиры, остатки кровельной черепицы и даже противооткатные устройства для пушек.
  
Новая жизнь средневекового строения началась в 1922 году, когда Круглую башню реконструировали по проекту архитектора У. Ульберга. Ее решили приспособить для размещения экзотического ресторана, зала заседаний Технического Клуба, библиотеки и других помещений общественного назначения. Центральную опору, занимавшую много места, разобрали до уровня второго этажа. В виде несущей конструкции нового перекрытия установили четыре объединенные попарно колонны тосканекого ордера. В результате этого площадь зала намного увеличилась.
  
В оформлении интерьеров Круглой башни использовали стилистические мотивы искусства эпохи Возрождения. Сюжеты росписей потолков, стен и резные деревянные панели отражали исторические события средневекового Выборга. На стене при входе в башню художники Б. Тукканен и Э, Лехикойнен выполнили фреску — карту Выборга XVII века, взяв за основу план-рисунок А. Стренга 1642 года. Настенные росписи в других помещениях представляли собой жанровые сцены, на писанные Т. Викстедтом. В так называемом зале Густава Вазы устроили музейный уголок. Его экспонатами стали предметы, обнаруженные во время исследования башни,
  
После реконструкции входящий в Круглую башню попадал в небольшую прихожую. В иных помещениях первого этажа размещались хозяйственные службы, Новая лестница, сложенная из кирпича, вела в так называемый Серебряный зал, на второй этаж. Кованые светильники и посеребренные люстры, по всей вероятности, определили название зала.
  
На втором этаже располагался другой зал — Ренессансный. Его окна выходили на север. Деревянные лестницы, перила, панели стен и потолки были сделаны из сосны с острова Валаам. Центральную часть кессонированного потолка третьего этажа украшали гербы городов, с которыми торговал Выборг: Новгорода, Гданьска, Ревеля (Таллинна), Риги, Нарвы... По обе стороны в сегментах размещались названия бастионов городских военных укреплений в орнаментально трактованных обрамлениях. Здесь находился зал ресторана, где гостям подавались национальные блюда, прислуга была одета в барочные костюмы.
  
Идея музеефикации Круглой башни родилась ровно за год до начала Великой Отечественной войны. В протоколе Временного управления Выборга от 22 июня 1940 года предлагалось «исторический памятник средневековья, трехэтажную каменную вышку на Прогонной площади» закрепить за Краеведческим музеем.
  
В послевоенное время в течение тридцати лет Круглую башню занимал аптечный склад. Отделка интерьеров древнего строения, выполненная в 1922 году, частично сохранялась.
  
В 1972 году сотрудники Выборгского филиала института «Ленгражданпроект» произвели архитектурный обмер памятника и разработали новый проект реконструкции, реставрации и приспособления его к современному рациональному использованию. На третьем этаже остался зал ресторана, на втором оформили интерьер банкетного зала, оба помещения отделаны в соответствии с внешним обликом постройки. Автор проекта реконструкции и реставрации — выборгский архитектор-художник В. В. Дмитриев.
  
В 1975 году в Круглой башне работала бригада художников Ленинградской областной специальной научно-реставрационной производственной мастерской объединения «Росреставрация» под руководством Р. П. Саусена и В. И. Лаврухина. В составе бригады трудились старейшие художники мастерской: В. Л. Браницкий, В. С. Николаев, В. В. Шутов. Они участвовали в реставрации уникальных росписей Исаакиевского собора и Зимнего дворца в Ленинграде. Их руками возрождались шедевры, созданные выдающимися мастерами русского искусства во дворцах пригородов Ленинграда. разрушенных во время боевых действий и оккупации в 1941 — 1944 годах. Залы Павловского дворца и парковые павильоны Гатчины, Екатерининский дворец в Пушкине и Монплезир в Петергофе (Петродворце) — далеко не полный перечень памятников мировой известности, в воссоздании которых участвовали эти художники. За работы в Ленинграде и его пригородах Р. П. Саусен награжден золотой медалью Академии художеств.
  
Второе десятилетие Круглая башня, являясь ценнейшим памятником старины, пользуется широкой известностью и как оригинальный ресторан. У гостей Выборга пообедавших в «средневековье», надолго остается впечатление об этом старинном северном городе с богатой историей. Вполне современно звучат слова поэта, написанные много лет назад: «И что значит Выборг без Круглой башни!?»
  
В XVI веке осадная техника достигла высокого уровня и оборону крепостей перестали обеспечивать даже такие «рондали», как Круглая башня, Тогда фортификаторы перешли к строительству бастионных систем укреплений. Роль башен в них стали играть бастионы — приземистые земляные насыпи пятиугольной формы. Одной стороной они примыкали к Крепости, а четырьмя другими были обращены к неприятелю. Стороны бастионов, примыкавшие к куртинам (видоизмененные бывшие стены), назывались фланками, а стороны, образующие острие, — фасами. Перед бастионами и куртинами откапывался ров. В нем перед куртинами размещали равелины — вспомогательные сооружения треугольной формы. Бастионы, куртины и равелины облицовывали камнем. На них ставили пушки, поражавшие цели на гласисе — открытом пространстве за рвом.
  
Куртина и примыкающие к ней два смежных полубастиона образовывали бастионный фронт, а сомкнутые бастионные фронты составляли сплошную систему укреплений бастионного типа. Эти сооружения в XVI веке пришли на смену старым крепостям, как последнее слово фортификационного искусства. Бастионные укрепления получили повсеместное применение, их продолжали возводить вплоть до начала нынешнего века.
  
Оборонительные системы бастионного типа строились и в Выборге: Рогатая крепость в XVI веке, Аннинские — в XVIII и Восточно-выборгские укрепления — в XIX веке.

Военная архитектура Выборга:
Выборгский замок
Каменный город
Башня ратуши
  Круглая башня на Рыночной площади
Рогатая крепость
Бастион Панцерлакс («панцирь залива»)
Аннинские укрепления на острове Твердыш
Батарейная гора
   


 
 
         
 
     О проекте     Почта