Выборг
 
    На главную
  Экскурсии в Выборг
     
 

 


Парк Монрепо
Начало парка
Расцвет парка
Короткая экскурсия
Жизнь Монрепо

 

Усадебный дом

   Усадебный дом в Монрепо видоизменялся со времен П. А. Ступишина и Фридриха Вюртембергского. В 1820 году он перестраивался по проекту Мартинелли в стиле классицизма и сохранил обретенный тогда облик, свойственный русским дворянским усадьбам начала прошлого века, до наших дней Жозеф Мартинелли известен как художник, реставратор и хранитель коллекций Эрмитажа в Петербурге. В поэме о Монрепо А. Л. Николаи упоминает, что особняк перестраивал его «друг Мартинелли».
   В обновленном виде дом обрел боковые веранды, невысокий второй этаж над центральной частью здания, обращенной окнами во двор, и колонный портик перед главным входом со стороны сада. Здесь веранды выдвинуты несколько вперед и обрамляют с двух сторон террасу перед домом. Колонны портика и оконные ставни создавали на фасаде богатую игру светотени. Протяженность дома с верандами составила 63,5 метра. Перед главным фасадом в регулярной части парка был разбит красивый цветник с затейливой фигурной стрижкой кустов.
   Освещенные большими прямоугольной формы окнами, интерьеры усадебного дома состояли из комнат различного назначения, спланированных по анфиладной системе. Пять круглых окон на фасаде центральной части здания дополняли освещение расположенной за ними гостиной. Одно крыло дома занимали кухня, помещения для слуг и хозяйственных нужд, другое — кабинет, спальни, столовая... В верхнем этаже - комнаты для гостей.
   Большую ценность в усадебном доме представляла собранная владельцами имения картинная галерея. Она состояла из работ западноевропейских художников и полотен русских живописцев XVIII—XIX веков. В убранство комнат входила коллекция станковой скульптуры и старинного оружия. Потолок гостиной в центральной части здания украшал написанный на холсте маслом плафон размером 56 квадратных метров. На нем были изображены Марс и Венера с амурами.
   До 1930-х годов обстановку этого зала составляли два рояля, бильярд, большая китайская ширма, единая по стилю мебель. Интерьеры усадебного дома гармонировали с окружающей природой. Это достигалось устройством низких окон и дверью, открывающейся в сад. Центральную часть здания акцентировали широкая лестница и колонный портик с треугольным фронтоном.
   Параллельно усадебному дому построили библиотечный флигель. Его центральный объем возвышался над крыльями постройки. В треугольном фронтоне находились часы, а венчала его оригинальных форм декоративная башенка. Собранные А. Л. Николаи и Ф. Лафермьером книги в количестве 9000 томов составили «Библиотеку двух друзей» — одну из крупнейших частиц библиотек в Финляндии прошлого века.
   В ней были представлены книги немецких, французских и итальянских классиков, работы по юридическим и естественным наукам. Многие тома имели дорогие красивые переплеты. По условию друзей, эта библиотека должна была принадлежать тому из них, кто дольше проживет. Им стал А. Л Николаи. Позже его правнук Павел Николаи-младший передал библиотеку Гельсингфорсскому университету, где она находится и поныне. В 1930-х годах в библиотечном флигеле Монрепо размещались две жилые квартиры.
   Между главными воротами и усадебным домом располагались цветочные сады, огороды, оранжерея, конюшня, каретник, «дом кучеров», «крестьянский дом» и другие постройки хозяйственного назначения.
   Владельцы Монрепо на протяжении длительного времени сохраняли и совершенствовали в своем парке характерные черты романтического стиля, называемого еще ассианическм Создатель образа барда Оссиана — шотландский поэт Джейм Макферсон (1736—1796). Его одноименная поэма имел большой успех и оказала известное влияние в конце XVII — начале XIX века на духовную жизнь европейских стран. Оссианизм насыщал парки особым очарованием, оно создавалось гармонией дикой природы и талантом архитекторов, скульпторов, садовников и художников, В этой гармонии играли важную роль даже запахи и разнообразие звуков: шелест листвы, плеск волн, шум падающей воды, журчание ручья, пение птиц...

 


 
 
         
 
     О проекте     Почта