Выборг
 
    На главную
  Экскурсии в Выборг
     
 

 


Сайменский канал
Строительство канала
Открытие канала
Новая жизнь канала
Как устроен канал

 

Проекты и прожекты

   Первая попытка создать искусственный водный путь относится к 1499—1511 годам и связана с именем Эрика Бъёлке. Второй опыт постройки канала относится к 1607—1609 годам.
  От него сохранялись два рва, прорытых в хребте южного бега Саймы. Называли их «рвы Понтуса» — по имени шведского военачальника Понтуса де ля Гарди, находившегося якобы тогда в этих местах и руководившего работами. Строительство канала прекратилось скорее всего из-за отсутствия материальных средств для возведения гидротехнического сооружения подобного масштаба.
  В течение последующих двух столетий строительство IV нала было невозможным из-за непрерывных войн, неурожаев, голода...
  В начале XIX века о Сайменском канале заговорили вновь. В бумагах финляндского генерал-губернатора А. А. Закревского хранился документ: «Записка по делу о спуске озер Саймы», датированный 24 января 1825 года. Автором «3 писки» был инженер-майор К. Г. Розенкампф.
  Поводом к разговорам о постройке канала, по его мнению, послужило наводнение в Петербурге 24 января 1825 года: «Полагаю, что по мере отвода воды из Саймы в какое-либо другое места столица в такой же степени сохраняема будет от наводнений К. Г. Розенкампф придавал большое значение каналу к средству перевозки грузов в Выборг, считал, что он благотворно повлияет на развитие края вообще. В то же время Розенкампф высказывал сомнение, что спуск сайменских вод вне Ладожского озера сможет предотвратить наводнения Петербурге.
  В начале 1826 года предложение о строительстве канала последовало от простых крестьян — жителей края. Хлебопашцы Карелии и провинции Савалакс послали в Петербург делегацию с просьбой о постройке Сайменского канала. В петиции обосновывалась потребность в сооружении этого водного пути, как наиболее удобного и дешевого для сообщения обширной территории края с приморскими городами.
  Министр статс-секретаря Р. Г. Ребиндер, должностное лицо в управлении Финляндским княжеством, представил прошение Никлаю I. Но финляндский Сенат считал, что эффективность канала будет невысока, так как реки края замерзают на семь месяцев, а постройка будет чрезвычайно дорогой, и просил царя «сделанное по сему предмету предложение оставить без внимания».
  До 1834 года дело о постройке Сайменского канала стоял на мертвой точке. Серьезно этим вопросом занялся губернатор Выборга полковник Рамзай. Его инициатива и настойчивость имели успех. В мае 1835 года так называемая «Дирекция чищения рек» получила распоряжение приступить к «подробным техническим изысканиям», а в марте 1841 года учредили комитет для определения оптимальных возможностей строительства канала. Затем начались предварительные изыскания на местности.
  В сентябре 1844 года проект Сайменского канала был «высочайше утвержден». Разрабатывал его К. Г. Розенкампф при участии приглашенного из Швеции инженера путей сообщения Нильса Эриксона, пользовавшегося тогда мировой известностью в связи с сооружением Готского канала. Проектируемую новую водную магистраль стали называть «Голубой лентой Финляндии».
  Проект предусматривал общую протяженность трассы канала 45 верст. 15 из них приходилась на озера, а 30 — требовали прокладки искусственного русла. Перепад уровней вод озера Саймы и Финского залива определил устройство 28 шлюзов в 120 футов длиной между воротами и 25 — шириной.
  Канал проектировали в 7 футов глубиной и от 25 до 50 — в ширину. Через него предлагали построить десять мостов, а для отведения излишних вод намечали создание шести водосливов. «Сметная сумма на производство работ канала, которые предполагалось окончить в течение 15 лет, простиралась до 3 166 584 рублей 23 копеек серебром».

 


 
 
         
 
     О проекте     Почта