|
|||||
На главную Экскурсии в Выборг |
|||||
Архитекторы из Петербурга
Архитекторы из Петербурга
внесли свою лепту в застройку Выборга в конце прошлого века и петербургские архитекторы. Они проектировали главным образом здания учебных заведений, В 1880-х годах был застроен почти весь квартал между нынешними Ленинградским проспектом и Лужской улицей. Крупнейшая из этих строек — корпус бывшего русского Реального училища, спроектированный архитектором Н. А. Курвоазье в двухэтажном варианте (Крепостная ул., 25/27) и возведенный в 1883—1884 годах. Строительство осуществлял известный в Выборге купец К. П. Яковлев. 24 мая 1894 года на архитектурной выставке, открывшейся в Петербурге, проект был удостоен Большой серебряной медали.
В 1910 году по проекту архитектора А. П. Максимова здание надстроили третьим этажом. Во время Великой Отечественной войны оно сильно пострадало. Восстановили строение в 1950-х годах в грубо искаженном виде. Силуэт и пропорции не только этого дома, но и всего квартала неузнаваемо изменились из-за отсутствия высокой кровли прежних форм. Ныне здесь размещается среднее городское профессионально-техническое училище № 203. Монументальное, здание учительской семинарии построено в 1913 году в ознаменование 300-летия дома Романовых (Свеюгорское шоссе, 27) в живописной лесопарковой местности, на побережье Северного залива. Об авторе проекта этого строения сведения очень скупы. Все чертежи, представленные в хорошем графическом исполнении, имеют лишь лаконичную подпись: «полковник Глушков». Во время первой мировой войны тут дислоцировался штаб 42-го армейского корпуса русской армии. В 1920—1930-х годах здесь была финская военно-тактическая школа, в 1950-х годах — наша морская школа юнг. Ныне в здании расположено медицинское учреждение Министерства обороны. Свою историю имеет десятиэтажный башенного типа дом с «лежачими», окнами и остекленным эркером, опоясывающим здание на уровне второго этажа (Ленинградское шоссе, 7). Его начали строить в 1939 году по проекту архитектора Олли Пюрю для страховой компании. Когда советские войска в марте 1940 года вошли в Выборг, дом был только подведен под крышу. В достроенном доме предполагали разместить Ленинградский кинотехникум. Но этим планам не суждено было сбыться. Строительство дома в 1943 году завершили финны. Во время июньских боев 1944 года, когда советские войска вернулись в Выборг, здание почти не пострадало. Это было последнее довоенное, а по существу «военное», строение, возведенное в Выборге по проекту приглашенного в город финского архитектора. Ныне дом эксплуатируется как жилой, на втором этаже в нем размещены учреждения. Таким образом, архитектурный облик довоенного Выборга создавался трудом зодчих как местных, так и приглашенных из других городов. Выборгу была присуща высокая градостроительная дисциплина: за редким исключением, архитекторы последующих поколений уважительно и тактично относились к постройкам своих предшественников, умело используя приемы как тождества, так и контраста, вписывая свои строения в веками сложившуюся архитектурную среду города. Постройки архитекторов, возводивших Выборг, прошли суровое испытание на прочность. За короткое время — с 1940 по 1944 год — город трижды переходил из рук в руки воюющих сторон. Тяжелые авиационные бомбы, попадая в дома, разрушали в них главным образом междуэтажные перекрытия и кровлю, а стены в большинстве случаев выдерживали силу ударной волны и оставались стоять. Это впоследствии значительно облегчало восстановительные работы. Период послевоенной застройки и реконструкции исторически сложившейся части Выборга отмечен в своем начале восстановлением и ремонтом разрушенных домов, а позже - возведением на свободных участках новых зданий. Первым в из них стали типовые пятиэтажки, появившиеся на проспектах Суворова и Ленина, Московском и Ленинградском, улица Куйбышева и Ушакова... Оказавшись рядом с архитектурными памятниками прошлых эпох либо в их окружении, они, решавшие проблему только жилищного обеспечения горожан, не могли не обратить на себя внимания примитивным, убогим внешним обликом. Однообразие их пропорций и фасадов из силикатного кирпича не украсило городских пейзажей Выборга, а лишь внесло в его облик грубый, режущий глаз диссонанс. В конце 1960-х годов в историческом ядре города современные дома стали строить только по индивидуальным проектам, с учетом в каждом отдельном случае характера городской среды и особенностей архитектурного окружения. Современное понимание авторства в архитектурном творчестве не соответствует его прежнему содержанию. Еще в конце прошлого века человек с молоточками на околыше фуражки — инженер — стал популярной фигурой не только в модных салонах. В застройке города ему стала принадлежать главная роль. На долю архитекторов уже тогда остались разработка для строящихся зданий фасадных композиций и различных украшений. Палитра архитекторов последних десятилетий у нас всегда зависела от «лимитов», ГОСТов и «нельзя», спускаемых «сверху». Еще ни один автор проекта нового здания в современном Выборге не имел возможности использовать синтез искусств, т. е. украсить свое строение скульптурой, мозаичным панно либо фресковой живописью... Да и современный заказчик стал не тот, он не располагает пока правами своих предшественников, не может расходовать средства по своему усмотрению. Поэтому нельзя считать правомерным сравнение старой и современной архитектуры Выборга. Итак, архитекторы-выборжцы современного города, внесшие вклад в застройку и реконструкцию Выборга
|
|
||||
Постройки:
Выборгский кафедральный собор Часовая башня Собор доминиканского монастыря Костел Гиацинта Крепостной мост Спасо-Преображенский собор Собор Петра и Павла Дворец наместника Торговый дом «Кякли, Лаллукка и К°» Крытый рынок на Рыночной площади Русский государственный банк Дом губернского правления Бывший женский лицей Почтамт Дом книготорговца В. Говинга Выборгский вокзал Банки Промышленные и общественные здания |
Архитекторы:
Иоганн Брокман Вильгельм фон Карм Иохан Иохансон Якоб Аренберг Иохан Бломквист Фредерик Оденвалл Аллан Шульман Карл Сегерштадт Уно Ульберг Валентия Яковлевич Фогель Александр Алексеевич Бобков Дмитрий Павлович Фридлянд Борис Иванович Соболев Александр Михайлович Швер Ирина Александровна Попова Борис Иванович Юрин Архитекторы-выборжцы Архитекторы из Петербурга |
||||
О проекте Почта |
|||||